понедельник, 15 октября 2012 г.

Поездка в Глухов. Обретение потерянных корней.

     Бабушка моя родилась в 1912 году в Глухове. При рождении была названа Рисей. 
     Прабабушка - Песя-Рейза (увы, установить ее девичью фамилию не удалось пока), родилась в 1874 году. Известно только, что, видимо, в интеллигентной еврейской семье, поскольку играла по разным версиям либо на скрипке, либо на пианино. Очевидно, училась в гимназии, поскольку в совершенстве владела русским. Хотя в семье говорили на идиш, конечно. От бабушки я нахваталась несколько фраз и слов типа "мишугене геворн", "шахер-махер" и прочему, чего сейчас воспроизвести не смогу.

     Прадедушка - Янкель бер Симов. Из сословия торговцев. Торговал пенькой и зерном. Был суров и рыж. Увы, это практически всё, что я о нем знаю.
      Прабабушка - Песя-Рейза (Розочка)
      На фото слева - мои прадедушка и прабабушка, сразу после их свадьбы в 1909 году. Фото сделано в Глухове, в фотостудии Любомирского.
     Удивительно, но бабушка умудрилась сохранить все старые фото - её родителей сразу после свадьбы 1909 г., и фото, её мамы с тремя детьми, как я понимаю приблизительно 1916 года, и фото шабес-гойки (которую я очень хорошо помню визуально, но увы...не смогла найти в архиве), и фото самой бабушки, где ей 14 лет.
     На фото справа - прабабушка Песя-Рейза с их с прадедушкой тремя детьми. На руках у неё - Ицхок (он же Исаак), самый младший, 1915 года рождения. Рядом с ней стоят моя бабушка, Рися, 1912 года рождения и старший брат, Абрам, 1910 года рождения.
     Их никого уже нет в живых. Но слава Б-гу, который так хранил нашу семью, что все умерли своей смертью в весьма преклонном возрасте и не был расстрелян или растерзан нацистами в Бабьем Яру или Аушвице.
     Первым в Мир Иной ушел прадедушка, в 1939 году. Он был арестован в 30-х годах по поклепу своего компаньона, и выпущен благодаря брату прабабушки, известному Харьковскому адвокату (имя которого тоже не смогла пока установить). Однако, это сильно подорвало его здоровье и через несколько лет он умер от сердечного приступа.
     Прабабушка, Песя-Рейза,  с помощью молодой семейной пары успела в последний момент выскочить из Глухова, к которому подходили нацисты, и оказалась в эвакуации вначале в Мордовии, а затем с бабушкой в том городке, где находился оборонный завод, на котором работала бабушка. Но, увы, она  была обессилена, заболела воспалением легких и умерла в 1943 году.
     И вот в это, некоторым образом, сакральное место, мне и предстояло отправиться.
     Бжежь, как я злилась на консула! Мало того, что ехать в какую-то несусветную глухомань, в июле, когда стояла жара под +40, у менявсё ещё продолжалась опупея с зубом, и кроме того,билетов на поезд просто не было. Япрямо охотилась за ними в Инете - каждый день чуть не каждый час проверяя он-лайн наличие, но... Туда - поезда только из Крыма, уже заполненные подзавязку. Оттуда - Крымское направление,  и нет ничеготем более. Удалось выхватить один билет до Сум, а обратно нету, и хоть убейся! 
     Пришлось стыковать возвращение домой огородами - от Сум до Харькова, прибытие в 2 ночи, и из Харькова в Запорожье дорогущим скоростным поездом "Хюндай" только в 6 утра. Пичалька...
     В ночь перед отъездом в Сумы в очередной раз упорно лезу в Инет и о чудо! - нахожу единственный обратный билет прямым поездом!
      На мое счастье, в день отъезда бешеная жарища неожиданно резко спала и я отправилась в путь всего в +23. Приятный сюрприз. Дорога до Сум заняла около 11 часов. Плюс полчаса по городу с вокзала на вокзал, плюс ровно 3 часа из Сум до Глухова. Итого - около 15 часов в один край.
     Что-то странное творилось со мной в автобусе. Отчего-то меня немыслимо взволновал пейзаж за окном автобуса. Я даже слегка всплакнула. И было ощущение присутствия бабушки со мной. Как хотите, так и относитесь к этому.
     Глухов находится очень близко на границе с Россией и потому природа соответствующая- березы и сосны. Берез очень много. И леса-леса, поля с подсолнухами... Граждане разговаривают исключительно на правильном русском. Украинского языка или суржика впомине нет.
     Ожидания мои от встречи с Глуховым были такие: затрюханый убогий городишко в глубинке. Облезлый и страшный. Я дико извиняюсь перед глуховчанами за мою дремучесть.
     На деле Глухов оказался чистейшим европейского вида городком, изумительно чистым, ухоженным и такого... европейского образца. И множество клумб с петуниями, к которым явно прикладывались заботливые руки цветоводов.
     К сожалению, я мало что видела, ибо, приехав к 11 утра в город  и прискакав в местный ЗАГС, я оказалась в хвосте огромной очереди. Очередь эта уже просто кипела и бушевала, поскольку с 8 утра были приняты только 3 человека. Посчитав в уме количество граждан передо мной, я пришла к очень неутешительному выводу, что никак к 5 часам не успею прорваться в вожделенный кабинет. А уезжать надо не позже 17, ибо 3 часа до Сум, там до вокзала, а поезд в 21 с чем-то.
     А в Глухове - уникальный еврейский музей и бережно сохраняемое еврейской общиной Глухова еврейское кладбище, за что приношу свою искреннюю признательность директору музея Часницкому Михал Михалычу, с которым мне посчастливилось познакомиться лично.
     Итак, торчу я в очереди, понимая, что всё идет к тому, что бумага, за которой я приехала мне не светит. Что делать? - молиться. Наступает время обеда... После обеда половина очереди не возвращается. Ровно в 3 я захожу в кабинет, ровно в 4 выхожу оттуда с вожделенной бумагой. Кстати, если вы берете в Украине "Витяг" о браке, то обязательно попросите вставить туда национальности вступивших в брак, они есть в книге регистраций. Просто никого, кроме евреев, этот пункт в "Витяге" не волнует и потому его не вставляют автоматом.
     ...Когда я ехала назад, вдруг появилась на небе огромная-огромная радуга. Автобус всё время мчался прям на неё....

Комментариев нет:

Отправить комментарий